ГлавнаяСтатьиЖизнь в поселенииСпоры в поселениях и их решения
Найти на сайте:

параметры поиска

Споры в поселениях и их решения

14 ноября 2015 Автор: Тимофей Рубрика: Жизнь в поселении
article44.jpg

Споры, насколько я знаю, бывают в любом поселении. Даже в любящих семьях. Главный вопрос как сделать так, чтобы споров изначально не было? Либо было как можно меньше. Потому что мы хотим жить в поселении в согласии друг с другом. Второй вопрос – если уж спор (или конфликт) возник, то как сделать так, чтобы на подобные ситуации (споры) в будущем не повторялись? Если конфликты возникли, то вам уже не обязательно их повторять. В конце концов, умный тот, кто учится на чужих ошибках… Да, на всякий случай, всё сказанное здесь всего лишь мнение, не обязательно подходящее для вас лично. И обо всех аспектах решения споров и конфликтов, конечно же, в одной статье не охватить. Так что, если чего не хватает, вы мне это уж простите, потому как либо ещё не написал об этом, либо не додумался пока ещё.

Наблюдая за разными спорами и конфликтами в разных поселениях (около 40 поселений) пришёл к выводу, что споры и конфликты можно условно обозначить 3-мя категориями: крупные, средние и мелкие. Крупные это когда вовлечено много (обычно большая часть поселения) людей. Чаще всего возникают на общих вопросах. Например как: быть или не быть дороге, какой быть. Мелкие споры – между двумя людьми (двумя семьями). Чаще всего это какие-либо обиды, например соседская коза липу съела. Средние – это и не мелкие и не крупные.  Можно так сказать – те же мелкие, но затяжные.

На первый взгляд самые сложные споры возникают по крупным вопросам.… Но это не совсем так. Если присмотреться, то и мелких и средних (затяжных) конфликтов в таком посёлке уже очень-очень много. Если ли какая-то польза от таких конфликтов? Есть. В таком посёлке люди потихонечку учатся понимать и прощать друг друга на примере решения мелких споров и конфликтов. И этот опыт чрезвычайно ценен! И поскольку во всех наших посёлках Родовых Поместий заложен сильный образ, то я абсолютно уверен, что этот положительный опыт постепенно приведёт к решению крупных споров и конфликтов. А куда нам деваться? Соседей не уволишь, и раньше или позже нам придётся научиться понимать и договариваться друг с другом. Что, в конечном итоге очень меня радует.
Средние споры и конфликты могут возникнуть по любым (обычно мелким) вопросам, но обычно в силу нашей гордыни и, как следствие, нежелания (!) признать свои собственные ошибки, возникает осуждение других. Получается затяжной спор, конфликт. Со стороны выглядит как вечная обида на кого-то там, за что-то там. К сожалению, пока гордыня не пройдёт и такой человек сам собственные ошибки не признает, не исправит, всегда будут присутствовать эти мелкие конфликты. Как исправить подобную ситуацию, я ответа не нашёл, кроме вывода, что некоторые споры лечит время. И дай нам бог самим не осуждать подобных людей.
Перед тем как здесь поделиться нашим опытом прохождения споров и конфликтов, хочу написать про наше вече.
Вече у нас работает уже 4-й год. И недооценить влияние вече у нас невозможно. Связано это с тем, что благодаря вече накапливается опыт у всех участников – как слушать из уважения мнение отличное (особенное противоречивое) от своего,как объяснять из уважения к другим своё мнение, как приходить к общему согласию. Это только кажется, что мы приходим с этим умением. Как показал опыт нашего вече, мы, придя в поселение, начинаем только по-настоящему учиться. Наличие конфликтов, споров, обид, слухов и осуждений друг друга и есть тому показатель. Многократный же и многолетний опыт общих собраний (вече) помогает нам развить это умение. И результаты видно очень хорошо. У нас не так-то просто встретить мелкие нерешённые обиды друг на друга. Не значит, что их не бывает! Они решаются. И это очень радует.
Должен признаться, что, к сожалению, у нас в поселении пока ещё можно встретить и средние споры и конфликты, хоть их и мало. Когда накопим опыт прохождения, обязательно напишу.
А вот решение крупных споров и конфликтов у нас взяло на себя вече. На вече слушают все и все по очереди говорят. При такой прозрачности недоброе не живёт. И постепенно на вече накапливается опыт решений споров и конфликтов. Вечевой способ решения так же приводит к тому, что приходит уверенность, что мы можем прийти к настоящему искреннему согласию по любому внутреннему вопросу.
Наибольшие и эмоциональные споры у нас в поселении возникали при решении денежных вопросов. А именно при решении взносов на дорогу, электричество и общего шатра. Особенно много споров было при сдаче объектов в эксплуатацию. Это выглядит примерно так:
1. “Я делал это на общественных началах.… Какие могут быть претензии к ошибкам, перерасходу средств?!!”
2. “Я делал это за маленькие деньги, столько времени потратил, какие могут быть претензии?! Где уважение ко мне?!”
3. “Я сделал, как посчитал лучше! Как вы мне можете говорить, что лучше по-другому?!”.
4. Бывало и такое: “После ваших претензий не буду больше доделывать этот порученный мне объект!”
5. “Я не буду брать на себя ответственность за выполнение общественного поручения, потому как потом может быть конфликт, спор, что я что-то сделал не так”
6. И ещё вот так: “Я так старался, я столько думал, я столько делал…. Я получу за это деньги меньше рыночной оплаты.… Имейте уважение к моей работе! Я не буду материально отвечать за …!”
О чём говорят все эти эмоции? Прежде всего, о том, что о любых вопросах касающихся денег, на стадии предварительных договорённостей (решений) важно предусмотреть все нюансы как можно тщательнее. Потом намного-намного-намного проще будет
Давайте посмотрим на примере наших конкретных решений.

1. “Я делал это на общественных началах.… Какие могут быть претензии к ошибкам, перерасходу средств?!!” Это было после выполненных работ по строительству дороги – в некоторые места попала глина. При вопросе кто за это отвечает, кто будет исправлять, сразу у исполнителя (прораба) возникла такая вот сильная эмоциональная реакция. И он в данном случае прав. При выполнении работ на общественных началах, какой может быть материальный спрос? Значит выводов здесь два:

Вариант 1. Изначально должно быть обговорено, что материальной ответственности за ошибки у исполнителя не будет. Тогда в последующем даже подобного вопроса не возникнет. И надобно сразу быть готовыми и согласными с тем, что за исправление ошибок, если таковые будут, будет заплачено из общего кармана. Почему это должно быть обговорено? Для чёткой ясности по этому вопросу у всех. Там где максимальная прозрачность, споры отсутствуют. Споры возникают при не ясных не прояснённых ситуациях. Поэтому нам заранее стоит подумать, направить свою мысль, где могут впоследствии возникнуть споры и конфликты, и как сделать так, чтобы этих споров не было. Сделать всё элементы принимаемого решения максимально ясным и прозрачным для всех.
Лучше всего если это будет запротоколировано, во избежание разных(!) толкований этого вопроса потом. Такое у нас тоже встречалось. После этого протоколируем и подписываем. Теперь подобных вопросов (о разногласиях понимания любых предыдущих решений) у нас не бывает в принципе. Поскольку всегда есть, где посмотреть.
Вариант 2. Сделать выполнение всех работ (там, где задействованы деньги – дороги, электричество, общий дом и т.д.) платным и заранее (!) обговорить материальную ответственность! Кстати, наш опыт показал, что так ошибки для всех дешевле обходятся. В том числе и исполнителю. Не могу сказать, почему так, просто так есть.

2. “Я делал это за маленькие деньги, столько времени потратил, какие могут быть претензии?! Где уважение ко мне?!” Деньги мы назначили за выполнение работ, а вот материальную ответственность нет. Естественно возникает спор. Получилось отсутствие ясности, прозрачности.

3. “Я сделал, как посчитал лучше! Как вы мне можете говорить, что лучше по-другому?!”. При назначении исполнителя не дали утверждённого на собрании (вече) проекта сооружения. Получилось, что исполнитель имел право делать всё по своему усмотрению. И когда начал делать по собственному проекту, тут же нашлось несколько человек, которые сказали, что с теми или другими элементами проекта категорически не согласны. И стали исполнителю, а затем и на собрании (вече) предлагать свои варианты. Собрание долго обсуждало, спорило.… Была куча не добрых эмоций… Особенно у исполнителя. Человек из лучших побуждений взялся за дело, делал, как считал лучше…, а теперь столько споров… Собрание разделилось на два лагеря. Одни говорили: “Раз проекта не утверждали, раз мы дали право исполнителю решать всё самому, то и претензии не наше дело предъявлять. Нечего лезть к человеку со своими претензиями. Нечего мешать человеку, а то отобьём всякую охоту отвечать за общественные работы!” И были полностью на все 100% правы.

Другая часть говорила: “Мы, все здесь присутствующие заказчики. Мы платим за это свои деньги. И для нас важно, чтобы то, что будет сделано — работало. Если это рухнет, мы потеряем деньги. И если я вижу, недостатки данного проекта (фундамент, стены, крыша), то не имею право молчать” И тоже были на все 100% правы.
Вот такой спор. Обе стороны были правы. И решать такой спор можно только заблаговременно. А именно:
1) Принять, что при любом будущем общественном деле (особенно где есть общие деньги) общее собрание (вече) назначаетисполнителя (!) по созданию проекта и сметной стоимости. Обязательно максимально тщательно и в письменном форме!
2) На общем собрании (вече) утверждается проект и смета. Письменно! Либо отправляет на доработку исполнителю. Как я писал, для максимальной ясности и прозрачности, особенно впоследствии. Давайте честно признаемся себе, что среди нас очень мало людей с абсолютной памятью. Так что письменное фиксирование и подписание всеми, совсем лишним не будет. Правда? В конце концов, ради отсутствия возможных споров в будущем, это стоит сделать. Верно?
3) Затем на общем собрании (вече) утверждается исполнитель, проект и сметная стоимость.
4) В конце работ исполнитель пишет отчёт о проделанной работе. И о своих выводах и предложениях на будущее.
5) Обязательно общим собранием (вече) выбирается комиссия (ревизионная например) в составе 2 или ещё лучше 3 человек. Они контролируют выполнение исполнителем работ и строго по проекту принимают объект. Комиссия обязательно работает только на вечевых (!), 100% голосов принципах.
6) После окончания работ комиссия пишет отчёт (комиссия тоже исполнитель!), всё ли сделано согласно проекту и смете.
7) Отчёт исполнителя по реализации проекта, предоставляется комиссии по принятию объекта (гораздо более эффективный способ, чем способ сразу же сдачи объекта всему общему собранию, если учитывать время, затраченное на обсуждение всех деталей). Затем обсуждённый отчёт предоставляется на рассмотрение общего собрания (заказчику). Обязательно(!) сначала отчёт комиссии предоставляется исполнителю проекта.
8) Если всё согласовано, то отчёт комиссии вместе с отчётом исполнителя предоставляется на общее собрание (вече).
9) При любых разногласиях между комиссией и исполнителем по конкретным пунктам (если не удалось прийти к общему мнению), делается протокол разногласия, либо каждый в своём отчёте пишет пояснения своего особого мнения.
10) Отчёты принимает заказчик (общее собрание или вече), либо отправляет на доработку исполнителю. Денежное вознаграждение выплачивается любому исполнителю только после принятого отчёта! Очень от обид и споров помогает.

Обратите внимание, что я очень тщательно пишу, что заказчик только общее собрание (вече)! А исполнители все остальные. Исполнитель – по созданию проекта. Исполнитель – по реализации проекта. Исполнитель – комиссия по контролю и приёмке объекта, а также расходов, согласно смете и проекту. Просто надо изначально понимать кто заказчик – тот, кто платит деньги. И кто исполнитель – тот, кто реализовывает решения заказчика (общего собрания или вече). Тогда понятно права и обязанности заказчика и каждого исполнителя. Заказчик (общее собрание или вече) имеет право заказать, спросить выполнение любых работ, а так же оштрафовать за ненадлежащее качество. Исполнитель имеет право выполнить всё согласно полученному заказу (выполнить проект, смету или его исполнить), получить соответствующие вознаграждение (если таковое есть). Исполнитель не имеет право изменять проект и смету без согласования с заказчиком!
Во время реализации проекта могут возникнуть предложения по улучшению проекта приводящие к уменьшению сметной стоимости или к её увеличению. Поэтому можно наделить (а можно и не наделять) комиссию правом изменению проекта, без согласованием с общим собранием (заказчиком) в сторону уменьшения сметной стоимости, естественно без уменьшения качества выполняемых работ. А вот менять проект в сторону увеличения сметной стоимости исполнитель не может. Только заказчик (общее собрание или вече) может увеличить смету.
Такой способ отношения к любым общим денежным делам спасёт огромное количество вашего времени и нервов. А так же приведёт к хорошей доброй реализации общественных проектов.

4. Бывало и такое: “После ваших претензий не буду больше доделывать этот порученный мне объект!”

5. “Я не буду брать на себя ответственность за выполнение общественного поручения, потому как потом может быть конфликт, спор, что я что-то сделал не так. ” Закономерный итог конфликтов… Кто ж захочет? Если делать всё ясным и прозрачным, то и споров не будет и таких эмоциональных высказываний тоже.

6. “Я так старался, я столько думал, я столько делал…. Я получу за это деньги меньше рыночной оплаты.… Имейте уважение к моей работе! Я не буду материально отвечать за …!”

Материальная ответственность и вознаграждение (если таковое есть) должна быть обговорена заранее и в письменном виде. И такого вопроса не будет. А если появятся – вы не того исполнителя назначили. Заказчик (общее собрание или вече) заключило контракт с оплатой и с материальной ответственностью, исполнитель перед началом работ был согласен. Сначала был согласен, а как дело пришло отвечать, сразу в кусты! Это уже чистой воды попытка манипулирования. Обязательно оштрафовать согласно изначально принятому решению (чтобы не штрафовать – надо изменить старое решение, принять новое решение общего собрания, а это почти не реально сделать, только если все будут согласны, что по-другому здесь было никак и исполнитель не причём). А если виновен, и не штрафовать.… Тогда зачем решение все вместе принимали о материальной ответственности? Сделайте соответствующий вывод, и более этого человека не назначайте исполнителем за ответственные работы или откажитесь от материальной ответственности.

Нужны ли нам подобные способы воплощения общих проектов в жизнь? Ведь мы изначально все относимся (хотим относиться) по-доброму друг к другу? Мы ведь хотим верить друг другу на слово и совсем не собираемся, не хотим предъявлять претензии друг к другу? Мы собрались все вместе в одном посёлке, чтобы жить из чувства уважения, любви и состояния общего согласия друг к другу… Не правда ли?

Одна моя знакомая как-то сказала: «Вы же живёте в поселении Родовых Поместий, откуда же у вас конфликты?!» Оттуда откуда.… От…

Умение жить в согласии (без споров и конфликтов) от переезда на землю свою не появится. Переезд самое простое дело. Кто переезжал с квартиру на квартиру знает это. Переезд нас лучше не делает.… У нас у всех есть мечта – как мы хотим жить вместе. И для этого мы собрались вместе. И мы все вместе и каждый по отдельности этому учимся. Учимся относиться из уважения и любви друг к другу. Учимся общему согласию. Именно поэтому нужны как можно более ясные и понятные правила реализации общих дел. И мы, в том числе, на разрешении споров и конфликтов, учимся достижению согласия. И это действительно достижение! Мы хотим, чтобы у нас всё было хорошо. Верно? И ради этого стоит свою мысль включить, как решить ещё не возникшие споры, чтобы их не было. Не правда ли? А если уж возникли – на них и поучиться. Правильно? Раньше или позже все (!) мы с этими вопросами справимся.
Кстати, опыт вече по разрешению споров и конфликтов может пригодиться многим семьям. Прежде всего, нужно договориться о теме разговора. Говорить только на одну, заранее согласованную тему! Ни под каким видом не нарушать! Не переходить на другие темы! Аккуратно (!), бережно (!) останавливать партнера, если на другую тему ушли. Ведь большинство споров возникает от неправильного (!) понимания друг друга! Для этого нужно отбросить в сторону своё мнение о том, что думает и чувствует другой человек и очень внимательно и по-настоящему уважительно (!) послушать мнение. Затем уважительно (!) к мнению партнера (очень важно!) высказать своё. Затем снова очень внимательно и по-настоящему уважительно послушать другое мнение. Затем уважительно (очень аккуратно и очень уважительно!) к этому мнению, впечатлениям, чувствам (любым чувствам!) высказать своё. И так продолжать разговаривать (не спорить! не оценивать! не осуждать! – бережно, с любовью, с настоящим искренним уважением) пока не придёте к общему мнению по этому вопросу. Иногда это оказывается очень просто. Иногда сложно. Сложно в большинстве случаев, потому что потеряли искреннее уважительное слушание и искреннее уважительное высказывание своего. Никогда! Ни под каким видом (!) не обвиняйте в не получившемся разговоре партнера! И никогда не унывайте. Не сразу научились мы ходить.… Не сразу научились ездить на велосипеде.… Довольно часто требуется время, чтобы всё получилось правильно. И попробуйте снова. ”ИЩИТЕ И ОБРЯЩИТЕ. СТУЧИТЕ, И ОТКРОЮТ ВАМ”. Удачи всем в достижении согласия!

Источник: http://blagodarnoe.ru/veche-delimsya-opy-tom/spory-v-poseleniyah-i-ih-resheniya.html

Комментарии (0)
А знаете ли вы?

Новые пользователи

Вновь зарегистрированые пользователи автоматически попадают в группу "Пользователи" и имеют ограниченные права на добавление информации на сайт и форум. Те пользователи, которые являются членами поселения после проверки Модераторами попадают в группу "Поселенцы" и имеют полные права на добавление информации.